Monday, July 21, 2008

Обучение ребенка шахматам

Шахматы - удивительная игра. Она обучает ребенка мыслить, развивает память, логику и воображение. Играя в шахматы ребенок ставит себя на место соперника, и пытается думать не только за себя, но и за другого.
Я показал Леве шахматы, когда ему было года два. Вот с чего мы начали и как продолжали:

1. Сказки про плохих и хороших - белые против черных. Расставить фигуры и начать рассказывать сказку, переставляя фигуры (не обязательно правильно), например.
Жил был черный король, однажды этот король украл у белого короля корону. И вот белые решили отобрать корону у черных. Вперед пошли пешки - солдаты. Затем вышли более сильные бойцы. Черный король испугался и образовал вокруг себя крепость. А белые решили обмануть черного короля. "Мы пойдем и захватим в плен его ладью, потому что ее никто не охраняет" - прокричал белый слон. Черный король узнал об этом и приказал войскам защищать ладью. А белые в это время перебросили все силы, окружили черного короля и забрали корону. (мат)

Этот шаг нужен, чтобы заинтересовать ребенка, превратить шахматы в сказку. Во время рассказов ребенок узнает, что
* король - самый главный и задача - сохранить его жизнь
* королева - самая сильная
* фигуры можно сбивать
* ладья ходит прямо
* слон - диагонально
* конь через всех перепрыгивает
* пешка, если доходит до конца превращается в королеву, как в золушке.

2. игра в войну
Сказка продолжается, но теперь ребенок сам передвигает фигуры (как хочет), придумывает, что происходит, и одерживает победу. Здесь важно чередовать ходы.

Постепенно взрослый поправляет ребенка, чтобы фигуры передвигались правильно

3. кошки - мышки
Ладья / слон / ферзь /конь - это кошка. Ей нужно съесть мышку (фигуру противоположного цвета)
После успешного съедения на путь где проходила кошка ставится преграда, и кошка должна ее обойти. Это продолжается до тех пор, пока мышка полностью не огораживается от кошки. Можно во время игры предложить фигуры одного цвета, чтобы напомнить, что своих не сбивают. Еще можно попробовать сделать чернопольного слона кошкой, и нужно сбить мышку на белом поле - посмотреть сколько займет ребенку догадаться, что это проблема.

4. огненный путь
Прилепить к низу ладьи оранжевую горизонтальную и вертикальную полоски. Это огненный путь. Когда вражеский король попадает на него, он сгорает, и задача короля избегать огненного пути. Тут уже можно ввести понятие шаха и мата.

5. играть, играть, играть.
Каждую игру обрамить сказкой, обсуждая стратегию, использовать много эмоций:
* Фигуре грозит опасность - страх
* Фигуру сбили - грусть или радость (смотря чью фигуру сбили)
* Атака - прилив энергии, маршеровые песни
* Защита - постройка крепости, ощущение надежности

6. Люби проигрывать.
При поражении вместо того, чтобы расстраиваться, говорить что проигрывать - хорошо, ведь можно чему-то научиться. Обсуждать, из за чего проиграл.

7. Шахматное начало:
* Занимай центр
* Выводи легкие фигуры, затем рокируйся
* Ферзь вышедший в начале игры - хрюшка, ведь за ней можно бегать, в то же время развивая свои фигуры
* Когда дебют разыгран, подумай о том, что дальше - где у противника слабые места, как подобраться к королю или провести пешку или выйграть какую-нибудь фигуру

8. Могу ли я съесть фигуру?
Этот вопрос ребенок должен задавать себе каждый раз перед ходом

9. Зачем он так пошел?
Может ли противник съесть фигуру?

10. Могу ли я поставить мат?
Тут можно рассматривать ситуации с матом в один ход.

11. Вилки и связки
При каждой вилке ребенок должен определить, что это вилка. То же и при связках. Нужно поощрять ребенка, спрашивать, может ли он поставить вилку или подвязать фигуру.

12. Не поддаваться и не перехаживать.
Мой родственник - гроссмейстер, который много работает с детьми, говорит, что очень важно играть с ребенком не поддаваясь и не разрешая перехаживать. Это учит ребенка ответственности. Чтобы силы были равные, дайте в фору фигуры.
Но на моем опыте важно играть как такие игры, как и игры, в которых ребенок может перехаживать сколько угодно и ведется обсуждение стратегии, хороших и плохих ходов, и т.д.

No comments: