Tuesday, June 10, 2008

Играем в шахматы

Лева играет в шахматы уже пол года. У него большой прогресс. Очень важно чтобы ребенок задавал себе правильны вопросы во время каждого хода. Наш первый вопрос был:

- Могу ли я съесть фигуру?

Это был основной вопрос несколько месяцев. Затем по мере того как появлялась возможность мата появился следующий вопрос:

-Могу ли я поставить мат?

Затем периодически во время игры мы стали спрашивать:

-Какой у меня план? Как мне сделать так чтобы поставить мат или провести ферзя?

Наш последний вопрос

-Зачем противник так пошел?

Похоже это самый тяжелый вопрос потому что заставляет ребенка думать не так как он, а как противник, а у ребенка очень развито wishful thinking - вот, мол, сейчас он пойдет туда, затем туда, затем сдвинет пешку и я собью его ферзя! Лева чаще всего играет не очень хорошо именно из за этого - в его представлении противник пойдет именно так как он хочет. Я и за собой часто замечаю такое, когда играю в шахматы, особенно если моя ситуация оставляет желать лучшего.

У гр. Котова есть такая идея - во первых оцени ситуацию. Если у тебя лучше - атакуй слабости противника. Если хуже - защищайся. И главное - ты должен ХОТЕТЬ защищаться. Мне пока тяжело внедриться в эту концепцию - хотеть защищаться. Похоже это не является одним из архетипов, brain patterns, которые мы получаем в детстве. Ведь обычная история такова:

Хорошие идут в бой и побеждают плохих. Даже если хорошим плохо, они все равно идут в бой и малыми силами одолевают плохих.

Где же здесь идея защиты? У нас не было сказок в детстве про то, что надо хотеть защищаться, это противоестественно. С другой стороны, хоть мне не хочется этого признавать, но на опыте видно что если противник защищается, то силы атакуещего ослабевают, и в конце концов противник может одержать победу. Нужно немного переделать мозги, чтобы видеть защиту как что-то желаемое. А как это сделать?
Сказку какую придумать, что ли...

P.s. вспомнил трех поросенков - замечательный пример пользы защиты :)

No comments: